Атомная бомба для Азербайджана (субботнее чтение)

Рафаэль Гусейнов

Я верю, что моя родина избежит ядерного искушения. Тем тревожней был интерес, вызванный простым, не бог весть, на первый взгляд сообщением. Вот оно: в Баку принято решение о создании закрытого акционерного общества «Национальный центр ядерных исследований».

Кто убрал физика Видади Алиева

Несколько лет назад ушел из жизни Видади Алиев. Еще не старый, улыбчивый, жизнерадостный, он был в моем понимании образцом настоящего азербайджанского интеллигента. Последние15 лет Видади был прикован к постели после тяжелого инсульта. Уроженец известного шушинского села Малыбейли, Видади вырос в учительской семье и сделал блестящую карьеру ученого. В те годы немалая часть отечественных «муаллимов», купив за деньги ученую степень, мечтала устроиться на работу в Институт народного хозяйства, чтобы «стричь» там горе-студентов-завмагов. Но Видади уехал в аспирантуру в Ленинград, защитил здесь кандидатскую, а позже в Москве – докторскую диссертацию по физике. Карабахская драма очень сильно задела его, он много писал на эту тему, но митингами на бакинских площадях не увлекался. Как крупного ученого его пригласили преподавать и заниматься научной работой в университет турецкого Трабзона и, не без колебаний, он принял это предложение. А потом пришло сообщение о тяжелом инсульте, который усугубился тем, что почти сутки Видади в бессознательном состоянии оказался в одиночестве в гостиничном номере, без помощи окружающих. На здоровье он никогда не жаловался, вел трезвый образ жизни. Уже позже, во время одного из моих приездов в Баку, в минуту откровенности Видади поделился со мной версией того, что с ним случилось в роковой день, когда он неожиданно потерял сознание. Хочу сразу сказать читателю, что рассказанное им, всего лишь версия…

В международном университете Трабзона в те годы работали преподавателями египтяне, французы, англичане, пакистанцы. Один из иностранцев, американец турецкого происхождения проявлял особый интерес к советским гражданам. Крутился он нередко и вокруг Видади, приглашал настойчиво то выпить, то закусить. А однажды по инициативе американца состоялся необычный разговор, о котором Видади и вспомнил через много лет. Американец поинтересовался, насколько сложно спроектировать атомную бомбу.

Видади уверенно ответил, что опытному физику это сделать возможно, сложность в другом: обогащенном уране, как необходимом компоненте производства, средствах доставки оружия к цели. «И вы тоже можете это сделать?», - спросил американец. «Могу и я при соответствующей поддержке», - ответил Видади Алиев. И при этом поймал на себе настороженный, колючий взгляд собеседника, который сразу стал серьезным. Через какое-то время после позднего чаепития с тем же американцем у Видади и случился инсульт, который сделал его инвалидом и лишил возможности заниматься любимым делом. Жена Видади при помощи советских и азербайджанских властей экстренно вывезла его в Баку. Местные турецкие друзья всячески оказывали ей содействие. Американца среди них не было, никто не видел его и позже.

Разное в жизни бывает. Возможно, все, что я рассказываю со слов Видади - цепь случайностей. Но все же, все же, все же…

Бомбы с мусульманским акцентом

Об этой истории я вспомнил недавно, когда прочитал на днях два сообщения. Возможно, широкая мировая общественность и не обратила на них внимания. Но не сомневаюсь в том, что в штаб-квартирах крупнейших мировых разведок они вызвали огромный профессиональный интерес. А соответствующие подразделения получили указания о сборе информации.

«Немецкая волна» сообщила, что по данным германской разведки, Турция усиленно работает над созданием собственного ядерного оружия. Примером для стратегии турок, по всей видимости, является Иран, разрабатывающий ядерное оружие тайно и под прикрытием мирной атомной программы. Журналист Ханс Рюле из Die Welt в свою очередь утверждает: «В 2011 году Анкара заключила контракт с российским «Росатомом» на сумму в 15 млрд. долларов на строительство большого реакторного комплекса на берегу Средиземного моря всего в 300 км от курортной Антальи. Двумя годами позже аналогичное соглашение на сумму уже в 17 млрд. долларов было заключено с японо-французским консорциумом».

«Разгадать скрытое за всем этим намерение несложно, - уверен журналист. – Турецкое руководство хочет оставить в своих руках эти элементы атомной программы, поскольку они имеют решающее значение для государства, желающего получить ядерное оружие». Как добавляет издание, в 2013 году бывший тогда президентом страны Абдулла Гюль заявил, что «Турция не допустит того, чтобы у соседнего государства будет оружие, какового нет у Турции».

О другом сообщении - из Азербайджана я уже упоминал – о создании закрытого акционерного общества «Национальный центр ядерных исследований». Есть смысл вчитаться в мотивировку официального документа: «Принимая во внимание необходимость использования в мирных целях ядерных технологий, в соответствии с требованиями современного периода и национальными интересами, а также для улучшения материально-технической базы сферы ядерных технологий». Заметим, что в соседней Армении такого рода работы давно ведутся, так как у наших соседей имеется атомная электростанция.

В нашем тревожном беспокойном мире любое сообщение о том, что та или иная страна рассчитывает заняться ядерными исследованиями, вызывает озабоченность у держав, обладающих этим оружием. США, Россия, Китай, Англия, Франция на законных правах это оружие имеют и стремятся гарантировать его нераспространение. Но правдой является и то, что только страны-обладатели ядерного оружия способны гарантированно обеспечить безопасность своих границ и независимость государства. Поэтому, несмотря на многочисленные и многолетние угрозы, ни США, ни их союзники не смеют переступать определенные рамки в отношениях с КНДР и Ираном. Оба этих государства четко и недвусмысленно давали понять, что для защиты своих интересов прибегнут к любым мерам. А вот Ливия, где Каддафи незадолго до гибели отказался под нажимом Запада от работ над «арабской бомбой», и Ирак, ядерный центр которого разбомбил Израиль, пали под ударами чужих армий.

Контрабандные бомбы

Обогащение урана в Иране

В то же время в мире немало стран, которые тщательно скрывая работу над ядерным оружием, его производят и даже испытывают. К их числу относятся Южная Африка, Индия, Пакистан, Израиль. Среди ведущих ядерных держав всегда находятся «доброхоты», помогающие, и далеко не бескорыстно, кому-либо обрести ядерное оружие. Известно, что Израиль, обладающий первоклассными специалистами и продвинутыми технологиями, в свое время активно сотрудничал с ЮАР в работе над ядерным оружием. Не имея возможностей для соответствующих испытаний на своей территории, израильтяне производили ядерные взрывы в пустынях ЮАР. А наблюдали за этим, кстати, советские разведчики. Один из них просидел несколько лет в южноафриканской тюрьме, а впоследствии был обменен на целых 15 агентов западных спецслужб. Видимо, он того стоил.

Когда на Западе начинают упрекать Иран в нежелании считаться с мировым общественным мнением, полезно вспомнить, что основу ядерной программы этой страны закладывали немецкие, французские и американские компании. Северокорейская ядерная программа выстраивалась при поддержке СССР. В Советский Союз по настоятельной просьбе северокорейских товарищей потянулись в 1950-е годы аспиранты и стажеры с военной выправкой. Советские спецслужбы, как рассказывал мне один из бывших сотрудников КГБ, отвечавший за безопасность ядерных объектов, не раз фиксировали попытки северокорейских «аспирантов» добыть или купить атомные секреты. В отличие от американского центра атомных исследований в Лос-Аламосе, откуда секреты американской атомной бомбы советские шпионы таскали чемоданами, в СССР это невозможно было сделать. Видимо, в результате политического решения северокорейцам кое-что предоставили. Поставленное Советским Союзом оборудование не давало возможностей проектировать боевой заряд, но северокорейцы проявили смекалку, смогли самостоятельно решить сложнейшие технические проблемы. Уже в наши годы существенную помощь им оказали пакистанцы.

Отец «мусульманской атомной бомбы» пакистанский физик Абдул Хан открыто заявлял, что помощь в разработке ядерного оружия Северной Корее была оказана. В свою очередь Пхеньян поделился с Пакистаном разработками ракетного оружия, в котором они преуспели.

Как Искендер Гамидов атомной дубинкой размахивал

Сама по себе угроза применения ядерных компонентов всегда вызывает тревогу. Небезызвестный Искендер Гамидов, которому Народный фронт в свое время доверил пост министра внутренних дел Азербайджана, как-то публично пригрозил на митинге в Баку, что сбросит атомную бомбу на Ереван. Несмотря на несерьезность как самого заявления, так и на явное нездоровье его автора, в Армении отреагировали одномоментно. В адрес Азербайджана было заявлено, что плотина Мингечаурской ГЭС может быть разрушена в результате ракетного удара. Знакомый с объемом воды в Мингечаурском водохранилище известный азербайджанский инженер сообщил мне тогда, что в случае разрушения плотины, вода закроет полностью Мингечаур в течение 5-7 минут, а до Баку волна дойдет через 40-минут, сметая все на своем пути. Возможно, инженер и преувеличил, но шутить с такого рода заявлениями не стоит.

Нынешнее обострение международной обстановки привело, как это обычно бывает, к демонстрации мускулов противоборствующих сторон. Американцы направили свои эсминцы к черноморским берегам российского Крыма, подтянули оперативные силы в Прибалтику, Польшу. Россия за последние три месяца провела такое количество масштабных учений, какое не проводила три года. Натовские генералы открыто называют Россию своим врагом, переверстывают военные карты и планы, а министр обороны США на днях так прямо и заявил, что «Россия движется к границам НАТО». Что-то странное у генерала с географией! Но если у генерала проблемы с географией, то у некоторых политиков проблемы с головой. Бывший губернатор штата Аляска Сара Пэйлин предлагает Бараку Обаме эффективный, по ее мнению, способ сдерживания России: «Единственное, что остановит плохого парня с ядерной бомбой, это хороший парень с ядерной бомбой».

За сколько минут можно уничтожить США?

Но и российские пропагандисты не лыком шиты. Журналист Дмитрий Киселев заявил недавно в прямом эфире своей еженедельной передачи, что «Россия – единственная страна в мире, которая реально способна превратить США в радиоактивный пепел». Такого рода заявления никогда не делаются случайно. Да и Киселев – руководитель крупного мирового агентства «Россия сегодня», а не состарившийся публицист Проханов. Такого рода политические предупреждения, с которым выступил Киселев, тщательно продумываются. Может быть, в данном случае, это ответная реакция на почти часовой разговор незадолго до этого министра обороны США с Сергеем Шойгу. А еще раньше СМИ сообщали о долгой телефонной беседе Путина с Обамой, состоявшейся по инициативе американской стороны. Не знаю, о чем они там говорили и что «обещал» Обама Путину за «непослушание», но уже на следующий день в официальной «Российской газете» появилась статья, где доходчиво разъяснялось как работает российская система гарантированного ядерного возмездия «Периметр».

Один отставной российский дипломат доверительно рассказывал мне, как с двумя бравыми генералами-ракетчиками из Генштаба он, по заданию руководства СССР, объезжал в 1970-е годы с неофициальными визитами ряд стран. Тогда, напомню, США готовились разместить ракеты среднего радиуса действия в Западной Европе и дипломат с генералами популярно разъясняли последствия ответных, либо превентивных ударов по территориям, где будут стоять американские ракеты. По словам моего собеседника, когда в кабинете министра иностранных дел одной из стран гости рассказали о том, что происходит на территории, испытавшей последствия ядерного удара, у солидного господина потекли слезы.

И сегодня ядерное оружие является очень мощным средством сдерживания. Разумеется, если оно не находится в руках авантюристов. Однажды на встрече президента России с участием членов международного валдайского клуба речь зашла об «оружии глобального удара», которым США грозились поставить на колени любую страну за 60 минут. Кто-то спросил Владимира Путина: «А вы сможете уничтожить США примерно за полчаса?». Путин подумал-подумал и ответил: «Вообще-то быстрее!».

Не смешите мои «Искандеры!»

Поэтому, когда в Европе, США кто-то считает, что путем экономических санкций можно изменить политику России, он ошибается. Не случайно сейчас в Москве нарасхват идут майки с многозначительным принтом: «Санкции? Не смешите мои «Искандеры». Кто не слышал, оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер» способны доставить тактическое ядерное оружие на расстояние до 500 километров.

Так нужна ли Азербайджану ядерная бомба? Масштаб республики, миролюбие ее граждан позволяет нам ответить на этот вопрос отрицательно. Любые проблемы, даже очень острые и конфликтные, можно решить миром. Хотя на это может понадобиться много времени. На самом деле «бомба» у Азербайджана есть. Это, прежде всего, трудолюбивый, лишенный агрессии народ, богатства недр, которые будут способствовать процветанию.

Но хочу напомнить читателям haqqin.az два очень значительных эпизода в ядерной программе СССР, к которым причастен Азербайджан. В Баку родился, окончил школу и поступил в университет будущий гений теоретической физики, лауреат Нобелевской премии Лев Ландау. Именно Ландау руководил группой советских теоретиков, которые провели фантастические по сложности расчеты ядерных и термоядерных реакций в проектируемой водородной бомбе. Вторая история не менее интересна и о ней мало кто знает.

Летом 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» под командованием капитана второго ранга Льва Жильцова совершила проход под паковыми льдами Северного Ледовитого океана и всплыла вблизи Северного полюса. Таким образом, всему миру и противникам СССР были продемонстрированы боевые возможности молодого атомного флота страны и высокое мастерство советских подводников. За этот беспрецедентный по тому времени поход (тогда рейды атомных подводных лодок приравнивались к полетам в космос) Льву Жильцову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Позже Лев Михайлович закончил военно-морскую академию, стал контр-адмиралом. А умер он сравнительно недавно, в 1996 году. В Азербайджане могут гордиться, что он выпускник в 1949 году Бакинского высшего военно-морского училища. Не знаю, помнят ли об этом в самом училище?

Но это уже совсем другая история.